Ремонт манеток на велосипеде

Топ-5 статей

Манетка – устройство переключения скоростных передач велосипеда. Другое название механизма – шифтер. Место расположения в конструкции велосипеда – руль (в современных моделях), рама (в моделях прошлых поколений). Конструктивная форма – ручка, рычажок.

Ремонт манеток на велосипеде

Манетка – устройство переключения скоростных передач велосипеда. Другое название механизма – шифтер. Место расположения в конструкции велосипеда – руль (в современных моделях), рама (в моделях прошлых поколений). Конструктивная форма – ручка, рычажок.

Принцип действия манетки

Велосипедист передает усилие на переключатели с манеток посредством тросикового привода. Переключатели, в свою очередь, обеспечивают смену положения цепи на звездах и изменение передаточного отношения. В моделях с двумя переключателями руль оснащен двумя манетками. Усилия левой руки приводят в действие передний механизм, правой – задний переключатель.

Устройство присутствует в конструкции шоссейных, горных, прогулочных, циклокроссовых велосипедов с количеством передач более одной. Основные производители – SRAM, Campagnolo, Shimano. В некоторых моделях манетки объединены в единый механизм с тормозной ручкой. Этот узел в среде автомобилистов именуется автоматом.

Типы манеток

Манетка триггерного типа. Устройство используется в горных и гибридных велосипедах в виде блока на руле, оснащенного двумя рычагами. Внутренний храповый механизм обеспечивает четкое переключение передачи и фиксацию натяжения троса. Способ переключения передач – нажатие на рычажки. Эксплуатационные преимущества – возврат рычага переключения в первоначальное положение. Функция актуальна для езды по местности со сложным рельефом. Крупнейший производитель триггерных манеток – Shimano.

Манетка грипшифт. Устройство этого типа обеспечивает возможность переключения в любую сторону одним движением сразу на несколько передач. Конструктивная форма – вращающаяся ручка. Переключение на соответствующую передачу производится при повороте на несколько щелчков. Эксплуатационные преимущества – различная длина рычага. Крупнейший производитель – SRAM.

Манетка Dual Control. Устройство совмещено с тормозной ручкой, имеющей две степени свободы. Область использования – шоссейные велосипеды. Для торможения ручка нажимается на себя, для переключения передач отклоняется вверх-вниз. Поворот тормозной ручки выполняется в плоскости, перпендикулярной к ее ходу. Производители - Shimano и Campagnolo.

Манетка фрикционная. Устаревшая конструкция, применяемая на велосипедах прошлых поколений. Принцип действия – натяжение и ослабление троса путем давления на рычаг. Особенность конструкции – отсутствие фиксации манетки и удерживание ее в нужном положении силой трения. В настоящее время выпускается улучшенная модификация с фиксирующей гайкой. Производитель – Shimano.

Обслуживание и ремонт манеток на велосипеде

Для обеспечения бесперебойной работы устройства и увеличения эксплуатационного срока необходимо регулярно выполнять техническое обслуживание манетки. В случае износа или поломки производится замена или ремонт узла.

Распространенные поломки манетки:

  • Растяжение троса переключателя скорости
  • Износ и расплетение троса
  • Сбой настроек переключения
  • Износ храпового механизма
  • Износ или срыв спиральной пружины кручения

В связи с малой нагрузкой узла достаточно один раз в несколько лет провести полную переборку на новой смазке. Это сложный процесс, который целесообразно поручить специалистам. При самостоятельной переборке неопытный мастер может сделать технические ошибки, которые приведут к выводу из строя всей системы трансмиссии. Так, например, неверно приложенное усилие может стать причиной поломки тонкого пластикового указателя текущей передачи. Перед разбором манетки необходимо отпустить тросик из крепления скоростного переключателя. Соответственно, после сборки придется отстраивать правильное натяжение. В случае обнаружения расплетенного конца троса потребуется установка новой заглушки. При расплетенном рабочем участке нужна замена троса.

При длительной эксплуатации велосипеда трос подвергается истиранию, под его рубашку неизбежно забивается грязь. Это нарушает качество переключения скоростных передач. Ввиду этого периодически необходим тщательный осмотр рубашек и проверка наличия потертостей, заеданий и загрязнений, а при необходимости – замена рубашки.

Важно! Для смазки троса необходимо подбирать вещества подходящей консистенции. При выборе смазочного материала целесообразно проконсультироваться со специалистом.